Среда, 08.05.2024, 00:54
Главная | RSS

c.Н-Казанище

р.Дагестан.Буйнакский район.с.Нижнее-Казанище

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мини-чат

200

Главная » 2008 » Октябрь » 9 » Страницы истории села
Страницы истории села
11:33
        Нижнее Казанище. Легенда гласит, что первые жители, основавшие Казанище, остановились на берегу речки Кара-озень. Они на столбах построили шалаши и стали жить. Пахали землю, пасли скот, но их главным занятием были ремесла. Но так как жители более всего изготавливали кастрюли-казаны, отсюда якобы возникло название аула: казан - «кастрюля», иш - «делать», т. е. «делающие кастрюли». Старая часть
        Нижнего Казанища разделяется более чем на 10 кварталов. Один из них - Чертлевук («лесной орех») - расположен на берегу Кара-озени. Предание гласит, что мастеровые люди на деревянных сваях построили дома и начали производить котлы. Квартал Чертлевук считают самой древней частью аула и будто отсюда пошло Нижнее Казанище. Бетаул («лицевой квартал») расположен у подножия скалы Та-шал-яр («каменная скала»). Йогараул («верхний квартал») - южная часть села. Гуцукаул («кукушкин квартал») примыкает к Йогараулу. Томенаул («нижний квартал») начинается у входа непосредственно в Казанище, где был раньше Ханский мост («Хан-копур»). Ягъаул («крайний квартал») - восточная часть села. Арбачиаул («квартал аробщиков») находится «внутри» Йогараула. Джумамежитаул («квартал пятничной мечети») находится рядом с кладбищем. Ортааул -«центральный квартал». Аркасаул («квартал аркасцев») - северо-за¬падная часть села. Йангыаул - «новый квартал». Названия тухумов интересны тем, что в какой-то мере помогают раскрыть социальное лицо дореволюционного аула. Гынышлар. Про них говорили, что им некогда на очаре болтать, что они работящие люди. Кикилер - крепостные шамхала. Считалось, что кикилер Гулбайлар прибыли из Турции. Буквальный перевод «богатые рабы» ни о чем не говорит. Существовало мнение, будто шамхал старательных холопов одаривал свободой, подарками.
       Чагарауллар - слой безземельных крестьян, освобожденных господами. Работали на дому или на поле феодала, находились в крепостной зависимости. Селились в определенных кварталах, которые так и назывались - чагараул. Бараклар. Люди этого тухума, как и кикилер, слыли хорошими работниками, но любящими поспорить, повздорить. Белечупалар считались выходцами с Дона, беглыми казаками, являлись крепостными шамхала. Шошуклар произошли от предка тухума Шошука, владельца большого стада овец. Солагайлар («левые пальцы»). Основатель тухума был левшой. Язмалар. Название тухума произошло следующим образом. Около 250 лет назад в Казанище общественным пастухом работал некий Ягия. Как-то, когда он пригнал стадо в аул, сосед Шахман увидел на голове Ягии шапку, одетую наизнанку. - Язуп гий («выверни - надень»), - сказал ему Шахман. С тех пор как прилипло к пастуху прозвище Язма Ягия, да и так и осталось. " Первому письменному свидетельству о Нижнем Казанище более 400 лет. В 1604 г. из Грузии через дагестанские земли к царю Федору Иоановичу в Москву явились послы. В описании дороги, оставленном грузинами, сказано, что от Тарков до Кафыр-Кумуха «конному день, пешему два дня», а от Кафыр-Кумуха до Казанища «пешему идти днища». Там же сказано, что Темир-Хан-Шура - небольшая деревушка, что она меньше, чем Казанище...»* Выходит, еще более 400 лет назад исследуемый нами аул представлял собой большой населенный пункт. Местные знатоки истории много лет назад уверяли меня, что Ка-занищу не менее 1 тысячи лет. Свое мнение они аргументировали тем, что на кладбище имеются две могильные плиты, одной из которых 600, а другой более 830 лет, и что имеются и более древние кам¬ни, но надписи на них настолько стерты, что их невозможно прочитать. Я же считаю, что данному населенному пункту не менее трех-четырех тысяч лет. Дело в том, что за кварталом Бетаул есть названная мною скала, на которой много лет назад мы нашли рисунки, вырубленные древними охотниками в очень давние времена. Густые леса, изобилие дичи, воды, мягкий климат позволяли в этих местах проживать нашим дальним предкам. По рассказу одного из старожилов, Ягии Арсланбекова, о прошлом складывалась такая картина. «Дом, где я живу, - говорил он, -принадлежал шамхалу. В этом месте, где мы стоим, была яма. Ее в ауле называли бездонной. В нее по столбу с 83 ступенями спускали людей за неповиновение или дерзость, за неисполнение работы в срок, а нередко без всякой причины, если человек просто не понравился шамхалу. Скажем, даже внешностью. Таким образом были умерщвлены жители Казанища Каирбек и Арсланбек. Они угодили в колодец за связи с Шамилем. Погибших не разрешалось хоронить. Нукеры шамхала выбрасывали трупы далеко за кладбищем, у скалы Ташал-яр, на съедение волкам и собакам. А для истребления своих личных врагов шамхал придумывал особый станок - дарагач. К вертикально прикрепленной к столбу широкой доске привязывали человека спиной, а к его груди под углом приставляли другую доску с заостренным концом. С помощью специальных рычагов канаты вращали до тех пор, пока вторая доска не проламывала грудную клетку и не соединялась с той, что прикреплена была за спиной. Более 100 нукеров грабили нас и защищали шамхала, а при надобности ему на помощь из Темир-Хан-Шуры приходил с войсками и пушками губернатор Дагестана...» У наиба Джамалутдина имелось 25 тыс. овец и коз, 400 коров, столько же быков, 11 гор (среди них такие, как Татархан-тау, Нуцалхан-тау, Кылма-кака, Гамзат-тау и др.), а также множество пастбищ, где паслось 4 отары, в каждой из которых было по 22 чабана.
Просмотров: 1555 | Добавил: kazanise | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]