« Февраль 2009 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Заметки об истории селения Казанище | 11:19 |
Согласно сообщению, приведенному в 1-м томе сборника "Кавказские горцы. Сборник сведений" от 1868 года (переизданного в 1992 году), "по преданию, подтвержденному следами кладбищ и строений на Аркасе, жители Казанищ, Дженгутая и Доргели являются потомками выходцев из Аркаса" (стр.55 ).
По-видимому, Аркас был самым продвинутым в Нагорье острым клином Кипчакской Ойкумены в Дагестане. После их прихода из восточной Хазарии вследствие её вторичного разрушения и разграбления (1000 год) киевским князем Владимиром Святославичем (первый поход и разгром Хазарского каганата совершил его отец Святослав в 965 году), а также подъемом уровня Каспийского моря более чем на 6 м и затоплением Восточной Хазарии в течение примерно 30-35 лет, её столицу Итиль до настоящего времени ищут под толстым слоем глинистых наносов дельты Волги. Полагаю, что кипчаки появились в Аркасе не раньше 1040-х годов. Само название поселения Аркас (Гьар Кес) указывает на "разношерстность" пришельцев из Хазарии - возможно, часть пришельцев были семьи, принявшие ислам еще в Хазарии, другая часть еще сохраняла остатки тенгрианских верований, были даже семьи, придерживающиеся иудейских верований со времён Хазарского каганата. Постепенно, в результате арабских завоеваний, походов Тамерлана и под давлением окружающего мусульманского населения, еще будучи в Аркасе, все они приняли мусульманство, хотя долго еще их значительная часть (особенно - в Дженгутае и Доргели, даже после переселения из Аркаса) сохраняли элементы иудейских традиций. Таким образом, получается, что основание селения Казанище можно отнести к середине 17-го - началу 18-го веков. Вероятно, из Аркаса был не внезапный исход всех или большинства жителей, а постепенное и медленное переселение (возможно - посемейное) в Казанище, Дженгутай и, позднее, в Доргели, так как площадь Казанища даже в начале 20-го века, была раз в 6 меньше нынешней, а вблизи рек Ак-озень и Кара-озень и кое-где внутри селения можно было видеть следы ранее бывшего леса. Первые поселенцы обосновались в районе Межит-аула (мечеть рядом с кладбищем была построена в 19-м веке), а затем село росло в длину вдоль реки, вниз и вверх, в зависимости от близости воды или естественных родников, которых было несколько. Мне представляется, что в Казанище переселялись семьи, уже утвердившиеся в исламе ещё в Аркасе, с остатками воспоминаний о тенгрианстве, которое исповедовалось ими до Ислама. В заключение выскажу свое мнение о происхождении названия селения Казанище. Когда в детстве я допытывался у своего отца - кто изначально основал наше селение, откуда и когда они пришли, почему село назвали Казанище, он говорил, что село основали выходцы из Аркаса, а когда их спросили "Не иш бар?" (чем занимаетесь), они ответили "Казан иш" (делаем казаны-котлы) - оттуда, мол, произошло название села. В моей молодости, когда отец купил соседский дом и решил сделать сад на месте наших хозяйственных построек и купленного дома, при вскапывании земли я неоднократно натыкался на следы литейного производства на глубине штыка лопаты - спеченной земли и золы, а однажды извлек лопатой с такой глубины 3 небольших куска тонкого, 2-2,5 мм толщиной изящного бронзового сосуда с прекрасно сохранившимися рельефными человеческими фигурками в эллинской традиции и греческим орнаментом, точно соответствующим найденным в захоронениях скифских курганов; куски этого сосуда, возможно кубка или глубокого блюдца, диаметр которого был, наверное, 15-20 см, я вычистил и храню дома. Может, это был Казан иш - литье посуды, откуда и произошло название села? Причиной переселения людей из маловодного горного Аркаса, говорил мой отец, было очень удобное и легкое для жизни местоположение Казанища - вдоволь воды (у слияния двух рек), пастбищ для скота, плодородные земли предгорий и лес для очага. Каждое домовладение с хозяйственными постройками (и, нередко, с садовым участком) огораживались побеленной стеной, тоже построенной, как правило, из саманного кирпича. Вероятно, что новое название "Казанище" могло появиться и так, как ныне обычно принимают - Казан ищ, но, возможно, появилось и значительно позже и по другой причине. Известно, что французский писатель Александр Дюма (отец) в 1843 году совершал путешествие в Дагестан и в качестве гостя начальника военного гарнизона Темир-Хан-Шуры Багратиона (брата героя Бородинского сражения) побывал в нескольких селениях вблизи Темир-Хан-Шуры. Я уверен, что, увидев по тем временам красивые белые ухоженные дома в нашем селении (в том числе - и двухэтажные с балконами!), Дюма воскликнул Сазагисе! (Казанище), что по-испански (и по-французски тоже) означает "красивый дом" (красивые дома). Ведь и ныне в русской транскрипции название нашего селения пишут не Казанищ и не Казанищи, а именно Казанище... Алклычев М.М Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена" от 17-11-2006 | |
Просмотров: 1898 | Добавил: kazanise | Рейтинг: 4.0/4 | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||