Бамматулинское владение – Къазаныш бийлик | 11:25 |
В начале там, где в последствии выросло
селение Казанище, - в местности, по которой проходил путь в Нагорный Дагестан,
скорей всего располагался сторожевой пост. Существует несколько толкований слова
«Казаныш». По одной это - результат слияния двух древних тюркских слов -
«казан» (казылан), что означает «вскопанный» и «ыш» (йиш), означающий
«нагорье». По другой версии казаныш - зто «Казань» или заработок. Русские дьяки
в XVI веке писали о Казанище «Казаныч». В донесении Грузинского посла, священника Кирилла
русскому царю в 1586 году даётся первая информация о Казаныше. Там сказано, что
«от Кафирь кумука до Казаныча пешему днище, а от Казаныча до Казыкумуха...
четыре днища». «Казаныч»
мы встречаем также в записке терского воеводы П. Пронского в Посольский Приказ
в Москве от августа 1615 года, где сказано следующее: «Гирей князь шамхал
Тарковский/хотел послать в Москву брата своего бить челом Государю, и ему де
брата своего послать ныне невместно, потому что де его мурзу ныне убили в
Казаничах, и у них де во всей Кумыцкой земле по их бусурманской вере плач...» Мурзу, которого в 1615 году убили в«Казанычах»,звали
бий Баммат. Бий
Баммат, как член шамхальского Дома, является основателем «Бамматулинского
владения» или «Казаныш бийлик» в состав которого входили селения: Большие
Казанищи, Малые Казанищи, Буглен, Муселим авул, Халимбек авул, Кафир кумук,
Темирхан Шура. Дагестанский
историк середины XIX века А. Бакиханов в своей книге «Гюлистан Ирам» сообщает,
что: «Чубан шамхал, владевший всем краем от границы Кайтага, Кюринского округа,
Аварии, Черкесова реки Терека до моря Каспийского, умер в 1574 году, его
сыновья разделили между собой все государство. Элдар избрал местопребыванием -
Бойнак. Магомед (Баммат) - Казанищ... и управляли они своими уделами в
независимости друг от друга. Но общий правитель их шамхал избирался поочередно
из этих четырех домов». «Шамхал, - писал в 1796 году П. Бутков,
- есть самовластный владелец, и тяжбы своих подданных сам решает деспотически». Вступление в шамхальское достоинство
иногда проходило в ожесточенной борьбе между претендентами. В 1765 году между
шамхалом Хасболатом Адилыерейулы, не имеющим детей, и претендентом на
шамхальство его двоюродным братом Мехти-беком Ширданчи владельцем Бойнака с
титулом Крым /ярым/шамхала, происходила борьба,котораянеоднократно возобновлялась. Борьба обострялась тем, что Мехти-бек
Бойнакский, развелся с сестрой шамхала Тарковского Хасболата Адилыерейулы, от
которой он имел сыновей г, Муртазали и Баммата. Сестра шамхала Хасболата до
замужества за Мехти-беком Ширданчи, являлась женой бия Герея Бамматулинского, и
имела от него сына Баммата по прозвищу Тишнек. Шамхал Хасбулат Адильгерейулы, имеющий
обиду на бывшего своего зятя, Мехти-бека Бойнакского Ширданчи, в свои приемники
готовил Тишнек Баммата Казанищенского. Это происходило в 1765 году. Дети прямого наследника шамхала Мехти-бека
Ширданчи, Муртазали и Баммат, восстали против шамхала, требуя справедливости к
своему отцу Мехти-беку
Ширданчи. Их сторону приняла вдова Хасбулата шамхала, который умер в 1773 году,
и ссудила их тремя тысячами рублей, чтобы возвести Мехти-бека в шамхалы. С этими деньгами Mexти-бек Ширданчи отправил своего старшей сына
Муртазали-бека в селени Акушу, а младшего сына Баммата аварцам, в «Койсубу», с
тем, чтоб они возбудили горцев проти Тишнек Баммата Казанищенского целью
изгнания его из Таргу ка незаконного шамхала. Сыновья
Мехти-бека Бойнакског собрали сильное ополчение и даргинцев и аварцев и пошли штурм Тарту. Будучи неуверен успехе обороны
Таргу и во избежание возможного большо
кровопролития, шамхал Тарковский Баммат, владелец Казанищенски отступил в
Эрпели. Муртазали и Баммат, владетели Бойнакские, присоединили к себе таркинцев
и направились в Казаныш, в удел Баммата-Бамматулы, вблизи селения Казаныш
произошло кровопролитное сражение, в котором с обоих сторон погибло много
людей. Муртазали и Баммат Бойнакские заняли Казаныш и стали лагерем на поле
«Пох-Тала». Сюда прибыл отец победителей Мехти-бек Ширданчи, владелец Бойнака и
с ним множество влиятельных лиц из соседних вилайетов, для маслиата, т.е.
примирения сторон, чтобы прекратить междоусобную войну. Примирение состоялось. Тишнек Баммат Казанищенский отрекся от трона,
шамхалом Тарковским признал Муртазали-бека Бойнакского ., свой Бамматулинский удел, обосновался в Казанище, проживая в согласии с
шамхалом. Но после смерти Баммата Казанищенского его наследников обижали шамхалы.
Хасболат Казанищенский, сын бывшего шамхала Баммата Тишнека, обратился за
поддержкой к Главнокомандующему Русской Армией на Кавказе, генерал-лейтенанту,
князю Павлу Дмитриевичу Цицианову. В его донесении от 21 декабря 1802 года мы
читаем, что «... владелец Хасбулат, действительно сын шамхальский, отец его
Мамед /Баммат Тишнек/ был шамхалом, его сверг владелец Муртазали... Хасбулат Бамматов жительствует в деревне Казанищи которые и окрестности сея составляют его удел. Впрочем, владение сие очень малое и ничего не значащее. Нынешний шамхал Тарковский Мехти бек, сын Муртазали, привел Хасбулата в
повиновение и теперь он во власти его. Принимать Хасбулата в подданство и к получению пенсиона, для интересов
Российского двора по безсилию его бесполезно. А Мехти шамхала Русское
правительство считает достойным внимания и селения, не внушающих доверия
владетелей – беков и биев, передаются ему за верность». Преемником князя Цицианова по управлению Кавказом стал
генерал-фельдмаршал Иван Васильевич Гудович. Во время его службы, в 1806-1809
годах, не было мира между дагестанскими, в том числе и кумыкскими владетелями.
Шамхал Тарковский Мехти-бек старался обуздать возмутителей, сохранять
спокойствие и мир в своих владениях. Он не «возбуждался обольщениями Персидского правительства», по требованию
Сурхай-хана Лакского, «не отложился от Русского правительства», не участвовал в
набегах на Ширван и Шемахи и наоборот защищал их от набегов горцев. Он также, в
составе русской армии, участвовал в овладении Дербентом. Главноуправляющий Кавказом генерал-лейтенант Иван Васильевич Гудович от
4-го сентября 1806 года уведомляет шамхала Тарковского Мехти-бека о том, что
его «утверждают ханом Дербента за усердие и верность Императору» и о том, что
«шамхал пожалован» на голубой ленте богатой золотой медали, бриллиантами
украшенной, с надписью «За усердие и Верность» Генерал
Гудович сообщает также о том, что «Казанищенскому владетелю, родственнику
шамхала, Бию Шабасу Бамматову вручена Золотая медаль и звание майора русской
армии». Как
явствует из этого, взаимоотношения между шамхалом Тарковским и Казанищенскими
владетелями были доброжелательными, обе стороны жили в согласии. В 1812-1816 годах, в период
службы Главнокомандующим Кавказской Армией генерал-майора от инфантерии Николая
Федоровича Ртищева, начались «смуты и волнения в Кавказском владении». Об этих
событиях сообщает шамхал Мехти-бек Главнокомандующему Ртищеву в декабре 1815
года. Он пишет: «Я несколько раз имел честь уведомить Вас о злодеяниях против
меня, намериниях соседних народов..., извещаю о неприязненном поступке
Акушинского народа, который, соединившись с прочими горскими народами, разорил
мой дом и ограбил все имущество. По случаю сему я оставил месторасположение
свое Казанищи /после захвата в 1776 году/ и перешел в Таргу. Но сие место едва
ли будет моим спокойствием. Необузданные, на все готовые народы, не будучи
довольны первой добычей, собрались значительнее первого, намериваются разорить
и выгнать меня и из сего места и что по слухам, до меня дошедшим, решили отнять
Государем Императорским мне данное знамя и меня лишить жизни». Изучение вопроса и оказание помощи шамхалу Ртищев поручает
командиру пехотной дивизии Грузинского Корпуса, генерал-майору Ивану Ивановичу
Дельпоцо Он связывается с комендантом крепости Кизляра, полковником Козминым. В
разъяснении последнего генералу Дельпоцо от 25.01.1816 года говориться
следующее: «Назад тому лет 50, как отец нынешнего шамхала и его брат, владелец
Казанища, начали раздор. Казанищенский князь ... требовал от Тарковского, чтобы
Таргу были подвластны ему ... а сей не уступал, между тем подняли друг против
друга оружие. Из разъяснения коменданта Кизляра Козина явствует, что
«Хасан хан Мехтулинский приютил семью казанищенского владетеля, взялся помочь.
Сначала он послал шамхалу Мехти-беку своего посла - элчи. Но тот вернулся ни с
чем. Тогда Хасан хан Мехтулинский сам приехал в Тарту для встречи с шамхалом.
Шамхал Тарковский Мехти-бек отказал и самому Хасан хану Мехтулинскому. Разгневанный, владетель Жюнгютея пригрозил шамхалу«защитить казанищенского
владетеля силою оружия и добиться цели». Вернувшись
в Жюнгютей, Хасан хан, с согласия своего младшего брата Солтан Ахмед-хана
Аварского, собрал войска и просил помощи у Эндирейского и Яхсайского старших владетелей -
уллубиев. О дальнейших действиях Хасан хана Мехтулинского мы узнаем из
рапорта штабс-капитана Филатова
генерал-майору Дельпоцо от 22.01.1816 года: Когда Хасан хан и его брат Солтан Ахмед хан с войском
подошли к Казаныш, то шамхал Тарковский Мехти-бек находился там со своей женой
- родной сестрой двух братьев, которые шли на него войной. Хасан хан Мехтулинский послал в Казаныш своего посла -
элчи, чтобы «шамхал без всякой ссоры удовлетворил бы требование сыновей
Хасболата, законного владельца Казаныш». Шамхал Мехти-бек, генерал-лейтенант
русской армии, знающий военное дело, не мог так просто уступить грубому
требованию малосильного противника. Он отказался подчиниться ультиматуму Хасан
хана Мехтулинского. Тогда хан усилил натиск, увеличив численность своего
войска. Шамхал Тарковский Мехти-бек изменил свою тактику.
Оставив в Казаныш свою жену, сестру штурмующего селение хана, он выехал в
Таргу. Хасан хан перед штурмом потребовал от сестры, чтобы она тоже покинула
Казаныш и поехала в Таргу. Тем временем обстоятельства изменились, по традиции
вмешались маслахатчи – уважаемые люди с
требованием перемирия обоих сторон. Они не дали разгореться кровопролитию,
сломили сопротивление шамхала, как несправедливо выступающего против детей
Хасболата. Шамхал Тарковский Мехти-бек, поняв сложность своего
положения, согласился «вернуть Казаныш и две деревни с кутанами Герею и
Баммату». А конный табун - йылкъы шамхал не вернул. С согласия обеих сторон
ссора закончилась. О завершении ссоры между шамхалом и казанищенскими владетелями
мы узнаем из донесения кизлярского коменданта полковника Козина генералу Дельпоцо от 5.11.1816 года. Там сказано,
что «... отнятое у малолетних наследников Казанищенское владение, по настоянию Дженгутаевского
Гасанхана и прочих владельцев возвращено двум наследникам и сверх того, по общему согласию,
положено между ними будущей весной решать дело так, чтобы каждый владелец
остался на правах, каковые имели их предки, не распространяя оных силою, чуждою
справедливости». При такой постановке за шамхалами сохранялись земли в
больших пределах. Известный русский автор XIX века С. Броневский в своей работе
«Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», изданной в Москве в 1823 году, говоря «о пределах и положения земли» шамхала Тарковского
мехти-бека, пишет, что: «Сие владение заключается между Койсу и ! речкою Орусай
Булак, простираясь вдоль по ! берегу морскому на 110 верст, а в ширину от 50 до
60 верст». С. Броневский далее сообщает, что «Деревни
шамхальского владения суть: Янги-Урт /юрт/, Ишкарты, Эрпели, Капчугай, Торкали,
Кичик-Азаныш, Кафер-Кент, Амирхан Кент, Дургели, Карабудаг...». По его
информации в этих деревнях живут 12 тысяч дворов подданных шамхала. До
вступления нового наместника Кавказа генерал-лейтенанта Алексея Петровича
Ермолова в должность во второй половине 1816 года, положение о праве наследия
княжеской землей оставалось в силе и поэтому Бамматулинское владение и его
главное селение Казаныш являлись уделом двух братьев: Герея и Баммата
Казанищенских или как их величали -Бамматули. В 1818 году наместник
Кавказа ликвидировал Бамматулинское владение, так-как его владельцы Герей и Баммат выступили против шамхала в союзе с
Хасан-ханом Мехтулинским. Часть селений этого владения наместник передал в
собственность шамхала Тарковского Мехти-бека. «Сии селения -Параул, Шура,
Дургели и Казанищи, с окрестными деревнями, отдаются, -сообщает генерал-лейтенант
А. П. Ермолов шамхалу Тарковскому Мехти-беку, - за верность, собственно лицом
Вашим оказанную и поэтому наследникам Вашим принадлежать могут не иначе разве
Государь Император сам соизволит дав на то подтверждение». Действительно
деревни, вернее селения эти, в том числе и Шура, с 1820 года стали владениями
шамхала Тарковского Мехти-бека. Его средний сын Абу Муслим хан-бий осел в
Казанище и принял титул Казанищенского. В конце 20
годов XIX века в горах Дагестана начинается движение мюридизма. Мюриды часто
спускаются на предгорье и равнину в целях распространения своего учения и
совершают враждебные " действия против жителей шамхальства,
особенно вредят они Бамматулинскому владению, иногда покушаются на безопасность
Казанища. Русское правительство по просьбе шамхала и других кумыкских
владетелей вынуждено начать постепенное занятие стратегических пунктов в
шамхальстве, чтобы защитить местное, равнинное население от посягательств
фанатично настроенных мюридов от тариката. В 1830
году Мехти-бек шамхал выехал в Петербург, чтобы ходатайствовать «о назначении
ему в преемники своего старшего сына Сулейман пашу, которому он и поручил, на
время отсутствия своего, управление шамхальством. Император Николай I
удовлетворил просьбу Мехти шамхала, пожаловал Сулейман паше чин полковника, а
второму его сыну - Зубаиру - чин майора. Во время
пребывания в Петербурге Мехти шамхал заявил о необходимости «занять под
укрепление селение Темирханшуру, как для того, чтобы держать постоянно в страхе
селение Казанищи, самое беспокойное и
сильное из всех шамхальских селений, так и потому, что в этом месте сходятся
главные дороги, ведущие из гор на плоскость». Еще до
поездки в Петербург, 30 января 1830 года, шамхал Мехтибек наместнику Кавказа,
генерал-фельдмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу сообщает о «волнениях жителей
Казанища и Эрпели». «По нарушениям сей развратной, распутной глупой и
бестолковой ... бабы Ахмед хана Мехтулинского, который последовал гнусным
мыслям отца своего Гасан хана, привел в волнение жителей Казанища и Эрпели» -
пишет Мехти шамхал. «За несколько
лет перед сим, —продолжает он, - я знал, что происшествие это должно случится и
писал о том к Военно-Окружному начальнику, генерал-майору Крабе. Я уведомил
его, что по моему мнению, самым лучшим средством в таком случае будет, если в
деревне Темирхан Шура, на дороге в Койсубу и Аварию, где сходятся дороги из
Казанища и Эрпели, заложить крепость, наподобие находящегося в Таргу, и
поставить в оной гарнизон при одном майоре, чем будете держать в руках
упомянутых жителей, в особенности же Казанищи, и доставлять спокойствие тому
краю и Грузии. Вода и
воздух в означенной деревне весьма здоровы и построение крепости в оном месте
чрезвычайно полезно будет России и доставит спокойствие мне и жителям края.
Прошу положиться на слова мои». Возвращаясь
из Петербурга, Мехти шамхал умер в дороге в мае 1830 года. Наследовавший ему
шамхал Сулейман паша вскоре был произведен в генерал-майоры, сохранил
преданность России, отличился в обороне Таргу от мюридов Кази Муллы. В июне 1831
года Кази Мулла /Гизимухаммед/ находился в окрестностях Казанища, при урочище
«Кучук». В целях предотвращения набегов Кази Муллы, в Казанище была создана
местная милиция из кумыкских
юношей- всадников. В Казаныш прибыли и русские войска и расположились
гарнизоном. Ими командовал майор Ивченко. Он считался начальником Кумыкской
милиции в Казанище. Командование
милицией вскоре возглавил Абу Муслим хан Казанищенский. Он и Ахмедхан
Мехтулинский со своими отрядами милиции расположились на дороге, идущей из
Казаныш в горы. Уллубий Эрпелинский с жителями Эрпели и Караная охранял дорогу,
идущую из Гимры. Он заметил толпу из 200 аварцев, шедших на помощь мюридам,
разбил их, в плен взял десять человек. Известный
русский военачальник, генерал-лейтенант барон Розен сообщает командованию о
том, что он «11 числа октября 1832 года приказал гвардии штаб ротмистру
Ахмедхану Мехтулинскому и Абу Муслиму Казанищенскому, собрав в Дженгутае
милицию из подвластных им, сделать движение к Ирганаю, дабы не допустить их
соединения с гимринцами». Действуя по
приказу русского командования, Абу Муслим Казанищенский отличился в военных
операциях и в том же 1832 майора. Сначала не
было доверия Абу Муслиму со стороны русского командования. Его считали
приверженцем учения Кази Муллы. По подозрению в этом его отправили в Саратов.
По возвращении в Казаныш в 1832 году, он в полной мере доказал свою приверженность
русскому трону. Был допущен к службе и участвовал в военных операциях против
мюридов, честно и мужественно выполнял любое задание командования. Русское
командование Абу Муслима Казанищенского характеризует, как князя «любимого,
уважаемого всеми подвластными и соседними обществами». Абу Муслим хан шамхал Тарковский активно участвовали в военных операциях по изгнанию имамовских отрядов из кумыкских владений. Новый наместник Кавказа Михаил Семенович Воронцов высоко отзывается о шамхальской и военной деятельности Абу Муслима Тарковского. В рапорте военному министру Чернышеву от 20. 07. 1849 года он пишет: «... Ныне звание шамхала Тарковского и Валия Дагестана носит генерал-лейтенант Абу Муслим хан. Преданность этого генерала России, престолу, личные его заслуги, как равно заслуги еще его отца и брата, доставили Правительству не малые выгоды, а самого шамхала ставят наряду с лицами, заслуживающими исключительных милостей Монарха».
| |
Просмотров: 4187 | Добавил: kazanise | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||