Харкас | 15:44 |
В 20 верстах на юго-восток от Темир-Хан-Шуры есть гора Хелел-Баш с примыкающею к ней плоскою горою Харкас, на которой, по приказанию Наместника Кавказского, в 1874 году поселено несколько человек с Гуниба, из аула Шамиля (Гуни). Прежде на Харкасе было два аула, от которых теперь остались развалины; потомки же жителей старых.аулов носят название ..Харкаслар" и живут теперь в Большом и Малом Казанищах (в 8 верстах от Т.-Х.-Шуры) и Буглене. Старые харкасские аулы друг от друга находились на расстоянии 2 верст: в одном из них жили правоверные (т. е. магометане), в другом - неверные (т. е. христиане); вследствие этого оба аула постоянно были во вражде: нападали друг на друга, угоняли скот, брали в плен детей и обращали их в свою веру. Магометане, утомленные борьбою, обратились к шейху (пророку) Асельдеру, жившему в их ауле, с просьбою, чтобы он помог им истребить неверных. Шейх, обещав изгнать из Харкаса неверных, каждую пятницу стал посещать пещеру, где находятся кости великанов (деулеров или левов: эта пещера находится недалеко от Харкаса. Неверные продолжали нападать на магометан по пятницам и в полнолуние, т. е. в те дни. когда магометане молятся в мечетях. Однажды шейх Асельдер, придя в пещеру, велел пастуху, пасшему коров около пещеры, дать знать, когда неверные нападут. Пастух задумал обмануть шейха и закричал: «Напали, напали!» Шейх вышел было из пещеры, но. узнав об обмане, возвратился. Когда пастух обманул его четыре раза, раздраженный шейх помолился и обратил его в камень вместе со стадом. Эти камни теперь издали похожи на стадо коров и буйволов. В настоящее время в ста шагах от окаменелого стада, у подошвы горы Хелел-Баш, находится гроб шейха Асельдера, у которого построена мечеть. Сюда собираются окрестные жители для торжественного жертвоприношения во время засухи; сюда же собираются накануне Курбан-байрама; кади, читая молитвы, в сопровождении народа три раза обходит фоб шейха. По окончании этого обряда все, по едва проходимым тропинкам, спешат на гору Хелел-Баш; каждый старается достигнуть вершины горы прежде других. Говорят, что, кто первый подымется на гору, не отдыхая и не оглядываясь, тому Бог простит все грехи. Говор взрослых, крик детей, просящихся от усталости на руки, - все сливается в общий гул. Окончив эти обряды, все горцы - большие и малые, мужчины и женщины - обещаются воздерживаться от грехов: от разбоя, убийств, воровства и пр. Кроме того, по верованию горцев, гроб шейха Асельдера может изгонять из человека бесов, поэтому, как только заметят в ком-либо помрачнение ума или другие признаки, то больного тотчас отвозят к гробу, т. е. к храму, построенному там, и оставляют на несколько дней. (Дагестанские предания и суеверия: Харкас: // СМОМПК. 1884. Вып. 4.) | |
Просмотров: 2101 | Добавил: kazanise | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |