Воскресенье, 22.12.2024, 22:35
Главная | RSS

c.Н-Казанище

р.Дагестан.Буйнакский район.с.Нижнее-Казанище

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мини-чат

200

Главная » 2009 » Ноябрь » 16 » Казанище и Кавказская война
Казанище и Кавказская война
17:26

В годы Кавказской войны в данном населенном пункте происходило столько событий, что в пору об этом писать целую книгу, но мы ограничимся небольшой справкой в общих чертах.
Царское правительство в самом начале XIX в. обратило внимание на данный населенный пункт, в котором пересекалось несколько дорог, связывающих плоскость с горами. Чтобы держать эти пути под контролем, строились блокпосты, укрепления, сторожевые башни.
В этом месте я немного забежал вперед. А начать должен был с того, что в 1816 г. в Дагестан с войсками прибыл генерал А. П. Ермолов, который своей резиденцией избрал Нижнее Казанище.
Он хорошо понимал, что противника одолевают не только силой оружия. Ермолов старался приобрести знакомых среди дагестанских влиятельных людей, чтобы через них действовать на остальную массу. Таким, например, был ученый Сайд Араканский, который в горах одно время пользовался непререкаемым авторитетом.

Прибыв в Нижнее  Казанище, через шамхала Тарковского генерал пригласил к себе Сайда Араканского и имел с ним несколько  бесед. От него А. П. Ермолов узнал, кроме прочего, о сущности вероучения мюридизма, что значит газават и многое другое.
По мере расширения территорий, захваченных русскими войсками, А. П. Ермолов переносил свою «столицу» в разные места, однако не забывая посетить и первую резиденцию. К примеру, когда жители некоторых плоскостных аулов вздумали поддержать восстав¬ших горцев, генерал в октябре 1820 г. внезапно с войсками заявился в Нижнем Казанище, чем, как сказано в одном источнике, навел на жителей панический страх.
В 1830 г. жители Нижнего Казанища, когда лето победно вступило в свои права, открыто проявили неповиновение. Генерал Каханов решил уничтожить селение. Жители окрестных аулов, в том числе и из Верхнего Казанища, решили поддержать восставших. 23 августа Каханов двинулся на Казанище. Горцы заняли окрестные высоты, но были рассеяны огнем пушек и атакой конницы. Казалось, победа одержана, но торжество было преждевременным. Стоило апшеронцам войти в село и втянуться в узкую улочку, как из всех саклей на солдат посыпался град пуль. По аулу был открыт огонь из пушки, установленной у шамхальского дома. Но все равно каждую саклю солдатам пришлось брать приступом. Казанище было сожжено и разграблено.
Начиная с 1832 г., Казанище теряет свое военное значение, уступая его Темир-Хан-Шуре, где в спешном порядке возводится укрепление. Кумыкский аул остается аванпостом царских войск и время от времени оказывается в гуще военных событий. Известно, например, что

А. П. Ермолов пробыл здесь целую зиму.
Летом 1843 г. Шамиль захватил Унцукуль, Гергебиль и Хунзах, опорные пункты Нагорного Дагестана, и стал нацеливаться на са¬мую крупную царскую крепость - Темир-Хан-Шуру.
В ноябре того же года он неожиданно нагрянул в Нижний Дженгутай, сжег дворец Ахмедхана Мехтулинского и захватил Нижнее Казанище. Наместник шамхала ушел в Темир-Хан-Шуру. Мюриды Шамиля из Казанища доставили к окрестностям крепости пушку и произвели несколько выстрелов, правда, не причинив особого вреда Темир-Хан-Шуре. 14 декабря имам вынужден был снять осаду. После 13 дней пребывания в Казанище он ушел в горы.
В это время и последующие годы жители аула неоднократно выходили из повиновения, поэтому в Казанище квартировались царские солдаты. К примеру, в 1851 г. здесь стоял батальон войск. Офицер этого батальона, будущий военный историк Арнольд Зиссерман, писал о службе так: «Жизнь... проходила для меня в невыносимой тоске. В неделю раз дежурство по батальону, недостаток книг». За солью, салом, крупами, перцем ездили в Петровск, т. к. все это там стоило дешевле, чем в Тсмир-Хан-Шуре. Конвой состоял из 4 унтер-офицеров, 40 рядовых и одного барабанщика. А. Зиссерман сообщает, что кумыкам известны зеркала, что на окнах у них вместо стекла промасленные бумаги или бычьи пузыри и что кумыки не употребляют спиртные напитки. А еще был такой случай.
В начале 1856 г. всем обществом в Кафыр-Кумух пришли нижне-казанищенцы и остановились у серного источника Кула. От массы пришедших отделились три человека. Они вошли в аул и встали у замка шамхала.
- Эй, безродные, что вам надо? - спросил их шамхал.
- Мы более не признаем тебя своим бием, - отвечали послы.
- Как! - вскричал шамхал. - Вы что, шайтаны, с ума сошли? Как же вы, бараны, без пастуха будете жить?
- Бхли не сумеем, найдем другого!

Абумуслим хотел приказать схватить послов, но почему-то раздумал и отпустил их. Те отправились к ожидавшему у серного источника народу и слово в слово передали разговор с шамхалом. Мнения разделились. Одни говорили, что теперь бий оставит их в покое, другие утверждали, что нынешний шамхал ничуть не лучше своих кровожадных предков.
Тем временем Абумуслим поскакал в Темир-Хан-Шуру. Узнав, в чем дело, князь Орбелиани утром 19 февраля вызвал воинские части и двинулся к Нижнему Казанищу. В этой операции участвовал и шамхал. Недалеко от аула войска остановились и по приказу князя дали несколько холостых орудийных залпов. Затем во дворе дома Далгата, сына Абумуслима, наместники шамхала в Казанищах собрали народ. Вызвали одного из тех послов, что приходили в Кафыр-Кумух. Привязали его к столбу и избили. Так же поступили со вторым.

Горцы стали просить у Орбелиани пощады. Дома зачинщиков и тех, кто бежал из аула, были уничтожены. Затем крестьяне с обнаженными головами вынуждены были прослушать речь шамхала, основная мысль которой заключалась в том, что бараны не могут жить без пастуха.
Оставив в Казанищах 2 батальона пехоты и дивизион артиллерии, Орбелиани вернулся в Шуру, а шамхал -.в свою резиденцию в Кафыр-Кумухе.

Просмотров: 2530 | Добавил: kazanise | Рейтинг: 3.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]