Понедельник, 23.12.2024, 13:20
Главная | RSS

c.Н-Казанище

р.Дагестан.Буйнакский район.с.Нижнее-Казанище

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мини-чат

200

Главная » Статьи » Абусупьян Акаев » Статьи

OБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУСУФЬЯНА АКАЕВА
       Абусуфьян Акаев - один из лучших представителей дагестанской интеллигенции и передовой общественно-политической мысли Дагестана первой четверти XX века, пользовавшийся огромным авторитетом и большим влиянием среди всех народов Дагестана, выдающийся просветитель - демократ, целеустремлённый общественный деятель, злейший враг невежества и бескультурья, посвятивший всю свою жизнь дагестанцам, чтобы приобщить их к достижениям науки, техники и культуры. Он был настоящим сыном полиэтнического дагестанского общества, глубоко переживал за их экономическую и культурную отсталость, ненавидел эксплуататорский строй, жестокий гнёт царя, ханов-беков, богачей, с большим чувством сострадания и симпатией относился к трудовому народу. Просветительские идеи занимали центральное место в мировоззрении Абусуфьяна Акаева и они были направлены против царских колонизаторов и местных эксплуататоров феодально-клерикальных кругов, которые упорно сопротивлялись продвижению Дагестана вперёд. Абусуфьян-эфенди - это крупный мыслитель с многогранным талантом и разносторонней деятель-ностью: учёный- арабист, поэт, просветитель, педагог, книгоиздатель, переводчик, публицист, реформатор системы образования и.т.д.
     Относясь с огромной любовью к дагестанским народам, Абусуфьян Акаев; сильно переживая их отсталое положение ставил перед собой цель — поднять их уровень образованности и культуры до уровня передовых народов Европы: французов, англичан и других .Он, на самом деле, в отличии от других представителей передовой интеллигенции не ограничивался призывом к просвещению, прилагал большие практические усилия в деле просвещения "тёмного люда", для того , чтобы приобщить народ к светскими наукам, таким как арифметика, геометрия, физика, природоведение, астрономия, философия, история, география и др.Так, например, Абусуфьян-эфенди, призывая народные массы овладеванию светскими науками, писал :''Наше время - время знаний. То, что раньше делалось вручную, теперь делается при помощи техники. В других странах ручные работы резко сократились. Что может противопоставить наш уста (мастер, кузнец) который изготавливает сто гвоздей в день, мастеру, который на станке изготавливающему десять тысяч гвоздей за сену? Сравнить ли наших женщин, ткущих в день только один аршин материала, сравнишь ли с работающими на ткацком станке, которые ткут сто аршин за смену?! Поскольку мы живём на белом свете, мы должны заботиться и о мирских делах. В противном случае, когда народы других стран будут жить в достатке, мы будем обречены влачить жалкое существование. Кроме того, они будут смотреть на нас свысока, как на скот. Они будут стоять на уровне господствующем уровне, а мы на уровне угнетенных рабов".(Акаев А.Тропою пророка.Махачкала,1993.С .38),

      Просветительской деятельностью Абусуфьян-эфенди занимался ещё задолго до Февральской революции, т.е. с 1902 - 1903 гг. с выходом на свет его первых книг. На данном поприще ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями и преградами , чинимыми ему ретроградами и религиозными мракобесами. К ним и обращается А.Акаев в предисловии к своей книге "Доступный календарь на сто лет и интересные сведения", вышедшей в 1904 году:"Наш Дагестан обойдён передовыми науками. Мы изыскиваем новые пути планомерного обучения .Можно ли смотреть косо на то, что народ изучает светские науки? Настало время проснуться от спячки и догнать передовые народы".
      В 1903 г. Абусуфьян Акаев открыл в родном селении Нижнее Казанище первую светскую школу на Северном Кавказе, в которой дети обучались, детей по новометодной системе (усул джедиде) .Он впервые в истории отсталой окраины России –Дагестана ввёл в школьную программу светские науки наряду с религиозными. Абусуфьян-эфенди в 1925 году в своей "Автобиорафии", которую написал по просьбе профессора Азербайджанского университет Бекира Чобанзаде, прибывшего в Дагестан для изучения кумыкского языка и литературы вспоминает: ".. .Мы вдвоём другой М-М.Мавраев) поехали в сторону Казани с целью изучения алфавита по новометодной системе (усул джедид).Шёл тысяча девятисотый год по христианскому летосчислению... В городке Каргалы, находящемся близ города Оренбурга, у преподавателя Абдуллаха мы изучали "усул джедид", а у известного ученого Фатых-эфенди Каримова изучали арифметику, геометрию и другие математические науки. По возвращении на родину, я обучил около ста детей по новому методу. Также, обучив ещё других преподавателей, я приложил усилия и старания для распространения новомегодной системы. Так я оказался распространителем нового метода обучения а Дагестане.(Перевёл Автобиографию с азербайджанского языка –Г.Оразаев.- Литературное и научное наследие А.Акаева.Махачкала,1992.С.128). В своей автобиографии он также подчеркивает, что в то время как в Казанской губернии происходили жаркие споры относительно новометодной и старометодной систем обучения (усул джадиде и усул кадиме) и среди части учёных это доходило до состояния нож к ножу..., смогли внушить принятие нашим народом новометодной системы без особенных пререканий.
       В книге "Иршад ас-сибйан" А.Акаев пишет:"Важнейшим средством для развития науки и культуры народа является создание школы, а если же она имеется, то усовершенствование методов обучения учащихся".А также в книге "Лёгкий календарь на сто лет и интересные сведения" он пишет: Мы отстаём сильно в науке и в культуре от других., из-за наши слабые школы (мактаплар- мадрасалар) кровью изливаются наши сердца. Безграмотный рядом с образованным- словно животное. Можно ли смотреть косо на то, что изучают светские науки ?!
      Абусуфьян Акаев является также инициатором и одним из активных энтузиастов книгоиздания не только в Дагестане, но и на Северном Кавказе. В вышеупомянутой "Автобиографии" пишет: « ..И хотяон (М-М.Мавраев2) находился на одну ступень (дередже) ниже меня, между нами установилась близ¬кая дружба. Усмотрев, что он является человеком богатым и в то же время великодушным, я натолкнул его на увлечение книгоиздательским делом в Дагестане. При содействии учёного и уважаемого инженера Адильгерея Даитбекова3, мы вдвоем поехали в сторону Казани. Мы посетили там типографии и мысленно представляли себе об открытии типографии и у нас. То, что я оказался единственным виновником (себеб) открытия мусульманской типографии в Дагестане, станет ясно из вышеизложенного, а также из того,о чём будет сказано далее. Наши настоятельные повторы просьб и агитаций к приятелю Магомедмирзе направили его старания к открытию типографии. И в Шуpe он начал издавать некоторые книги и брошюры. А я ездил в Бахчисарай и работал там в течение полного года в качестве катиба4. (Перевод Г.Оразаева, см. в кн.:Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1996г.с.135). М-        М.Мавраев и А.Акаев в 1903 году организовали книгопечатание в Дагестане на арабском и не арабских языках (на языках Дагестана и Северного Кавказа).Когда Абусуфьян-эфенди выпустил свои первые книги на родном (кумыкском) языке, консервативные, малограмотные служители религии обрушились на него с обвинениями. Они утверждали, что мусульманские книги должны издаваться только на арабском языке и говорили, мол, он совершает богом запрещённое, т.е.грешное дело.
   
    В книге "Доступный календарь на сто лет..." он доказывал консерваторам, что ислам не запрещает выпустить книги на родном (не арабском) языке, разъяснял также, что сам пророк Мухаммед поощрял тех, кто развивал родной язык. В данной книге он пишет:"Хадис пророка гласит, что лучшими людьми моего мусульманского общества (уммет) являются не те, которые ради того света отказываются от этого света, точно так же не те, которые ра¬ди этого света отказываются от того света: лучшие люди моего уммета со¬четают интересы этого света и того света. Исходя из содержания этого хадиса целью моей деятельности является объяснить моим братьям по вере как религиозные, так и светские вопросы. Наша задача сделать наш край (вилаят) похожим на другие страны".Те выражают своё недовольство моими некоторыми книгами. Особенно недовольны они моими сборниками стихов и пословиц. Наличие у кого-либо народа большого количества стихов и пословиц сви¬детельствует о том, что у данного народа есть знания, талант и способности"
       "Что касается наших сочинений, те до их появления в руках простого народа (авам) Дагестана не было никакой печатной книги, изданной на своих языках. Для него было невиданным делом читать такую книгу, взяв её в свои руки. Таким образом, составление книг по разным отраслям наук и их распространение среди простых людей Дагестана на их языках началось с этого смиренного раба божьего. В тот период одна категория учёных выступила против нас, говоря, будто создание книг на неарабском (аджам) языке является вещью запретной и недопустимой .А писать же стихи и тому подобное было, по их мнению, великим грехом»,- вспоминает Абусуфьян-эфенди в своей автобиографии о трудностях, которых приходилось ему преодолевать на книгоиздательском поприще. Сильно волновало и постоянно беспокоило его сердобольное сердце и униженное положение женщин—Дагестана. Пo примеру развитых европейских стран, так например, Англии, Франции, он знал что, просвещение женщин имеет огромное значение для прогрессивного развития общества, что женское образование явилось немаловажным фактором способствующим ускорению развития этих стран. Абусуфьян Акаев был против тех, кто стремился держать женщин в рабском положении (в темноте и невежестве).Он в журнале "Тангчолпан"("Утренняя звезда") в 1918 году подчёркивал:"женщины стран Европы по сравнению с нашими ушли далеко вперёд и в шитье одежды, и в приготовлении пищи, и в деле воспитания детей, и во взаимоотношениях с мужьями".
         Ещё задолго до установления Советской власти в Дагестане в 1910 году в своей поэме "Жалоба девушек" А.Акаев написал от имени девушек своё видение по данному вопросу и поднял проблему общего и профессионального образования женщин в Дагестане, призывал брать пример с передовых народов Вот некоторые строки из этой поэмы:

Мы гоже люди, а не скоты, нам гоже нужны науки.
От науки и просвещения не держите нас вдали.
Вы видите женщин английских и французских,
Разве они подобны нам, узнайте их дела.
Правда, и они, как и мы, имеют облик людей,
Но в делах просвещения и нравах они кажутся породой иной.
В школе они познали этого мира свет.
Получив знания и воспитание, они познали всё необходимое.
Если мы станем просвещёнными и дети станут такими,
Какими станем мы,- такими станут и они.
Под каждое дерево попадает его плод.
До колючего кустарника как же дотянется цветок?
Если мы составляем половину человеческого рода,
Что за смысл в том, что мы должны остаться без знаний?


      Несмотря на то, что А.Акаев был сильно занят основной своей просветительской деятельностью: подготовкой книг к изданию, выпуском и их распространением, он не был безразличен к общественно-политической обстановке в России, особенно, в Дагестане и постоянно следил за ней. Он уделял политике большое внимание начиная с самого начала XX века. Так, в "Автобиографии" пишет: "В 1907 году по христианскому летосчислению я ез¬дил в Миср5 и Истанбул6 с целью покупки книг... И мне удалось, кроме приобретения нужных для Дагестана новых книг, привезти оттуда нелегально ещё другие - запрещённые - книги, как, например,"Джам иййат Умм ал-кура'("Общество "Мать городов"") и "Рехнема-йи инкилаб (Руководство к перевороту").
     Из этого можно придти к такому выводу: если Абусуфьян не был бы против колониальной политики и ненавидел бы её, он не привёз бы из далеких стран (Египет и Турция), рискуя своей жизнью, запрещенную литературу в Дагестан.
     Когда А.Акаев находился в Каире, встретившиеся там его земляки: дагестанцы и выходцы из Северного Кавказа, в том числе Али Каяев7- впоследствии известный учёный-арабист хвалили его арабским учёным. Им же был организован его приём Абусуфьян –эфенди Акаеву, мисрийскими (египетскими) учёными в университете "аль-Азхар" в Kaире, в числе которых были очень, известный арабский учёный Рафик-бег8 аль-Азм и владелец известного в мусульманском мире журнала "аль-Манар" ("Маяк») Сайид Мухаммад Рашид Риза9. Об этой встрече в газете "ал-Муаййад ("Подерживаемый богом") была опубликована статья "Возрождение дагестанцев",в которой говорилось:"Прибыл в столицу (в Каир)достойный устаз Абусуфьян-эфенди Арсланбеков (Акаев), один из поборников научной и религиозной реформ, из города Темирханшуры Дагестана.Он прибыл в столицу, чтобы вернуться к себе на родину обогащенным теми величайшими дарами, которыми он наделит своих соотечественников по части духовного развития и воспитания людей истинным исламским воспитанием, облегчить им усвоение всех современных наук с той целью, чтобы поставить своё общество на выгодную почву интеллекта и науки. Он сообщил нам, что ряд усердных лиц взялся в последнее время за печатное дело.       Сегодня он - образец врождённой проницательности. Подлинно, он поэт, издающийся на трёх языках - арабском, персидском и тюрком, знаток шариата, хорошо разбирающийся в современной ситуации. Нет в нём ни косности, ни софистики занимающихся философией. Он горит желанием вводить науки, которые развивали бы интеллект его наций (умма).Для этого он принял решение совершить поездку в Миср и Шам11 с целью ознакомления с общепринятыми путями в изучении арабских наук и искусств, современной на¬уки и литературы. Он был горячо принят, он достоин того, чтобы встретиться со столпами здравомыслия, и чтобы они снабдили его тем, что полезно для него в его научной реформаторской миссии».(Перевод А.Р.Шихсаидова. см. в кн.: Рукописная и печатная книга в Дагестане: сборник статей и материалов. Махачкала.1991. с135-136). О том , что он обладал свободолюбивой натурой, нам наглядно свидетельствует следующее политическое событие. Когда в Санкт-Петербурге в 1913г царизмом была закрыта прогрессивная газета "Заря Дагестана",издаваемая дагестанским просветителем и общественным деятелем Саидом Габиевым, Абусуфьян-эфенди тут же среагировал на это и, выразив своё глубокое возмущение, написал стихотворение "На злобу дня ". Оно в переводе на русский язык в том же году было опубликовано на страницах "Мусульманской газеты" В нём есть такие строки:
Нам казалось— рассвело,
Новой жизни свет пронёсся.
Будто утречко настало,
Будто нур на нас нашёл...
Но, друзья, ошиблись, рано:
Солнце к нам ещё пождём,
Так как "Зорька Дагестана"
Вновь сокрылась под ярмом,
Так как старого тирана
Когти остры, нос крючком,
Как у коршуна-злодея,
И шакалов и гиен.

      Все эти выше приведенные примеры объясняют нам основную причину того, почему он восторженно принял революционное движение в России- и в Дагестане.
     Особенно после февральской революции он, чувствовав приближения светлых дней свободы, поверил, что создались благоприятные условия для осуществления давне мечты трудящихся масс о счастливом будущем и с большим вдохновением, активно включившись в общественно-политическую жизнь родного края, развернул разъяснительную политическую деятельность. Например, в газете "Мусават" ("Равенство"),которая стала выходить после Февральской буржуазной революции; он пишет:"Если народ сегодня не обладал бы такими правами, то мы в составе самодержавного государства продолжали бы всё ещё жить под гнётом.Царский режим не давал свободу другим религи¬ям кроме христианского и другим языкам, кроме русского. Он постепенно притеснял их всё больше и больше. И даже нельзя было говорить:"Притесняете нашу религию, наш язык!".В противном случае, жандармы арестовывали и сажали в тюрьму или отправляли в Сибирь на каторгу''. (Цит.по тексту книги: Акаев А. Тропою пророка. Махачкала, 1992. с71-72).
       Заметив у Абусуфьяна Акаева oгpoмное сочувствие к угнетённому трудо¬вому народу, ненависть к Царским колонизаторам и их приспешникам, увидев в нём ярого сторонника борцов за свободу и каким большим авторитетом пользуется среди народных масс, выдающиеся революционеры У.Буйнакский, Дж.Коркмасов, М.Дахадаев, З.Батырмурзаев, С.С.Казбеков пошли на сближение с ним к в беседах, теребя его свободолюбивые струны сердца, склонили его на свою сторону А.Акаев стал разделять цели социалистов и большевиков, помогал им в их подпольной деятельности, способствовал распространению их влияния на трудовой народ.
    Твёрдо поверив в их слова, окрыляющие простого гуманного человека, вселяющие в него твёрдую веру в осуществление сокровенной мечты о свободе, он в мае 1918 года печатает е нескольких номерах газеты "Ишчи халкъ" (''Трудовой народ") статьи разъясняющее пролетариату, кто такие социалисты, большевики, и раскрывающие значение их деятельности. Призывая трудящихся поддержать социалистов, большевиков, вместе с ними защищать завоеванную свободу и подчёркивая положительную роль России в данной для Дагестана критический момент, Абусуфьян в этих статьях в частности писал: "Социалисты первые стали говорить о тяжёлом гнёте царских колонизаторов и местных эксплуататоров и первые решили избавить трудовой народ от них и после долгих лет борьбы, свергнув от престола Николая II, отдали народу его права. Но свержение царизма оказалась недостаточным. Возникла необходимость ликвидировать власть беков и богатых. Когда трудящиеся Дагестана чуть не потеряли свободу, полученную бла¬годаря победе февральской революции, русские большевики оказались вынужденными ещё раз приехать в Дагестан. Вот второй раз вернули они Дагестан в руки трудового народа!? Газета "Ишчи халкъ"( "Трудовой народ") 1918. 4 мая). Здесь и далее материалы из этой газеты цитируются по книге: Акаев А . Тропою пророка (Составитель Г.Оразаев. Махачкала.1992.с21-32.на кумык.яз.).

      "Когда мы впервые услышали о социалистах, мы думали, что они - зло против нас. Оказывается, они против того, чтобы уважали одного за то, что он богатый, унижали другого, потому что он бедный. Они стремятся ликвидировать эксплуатацию человека человеком и вернуть сельским обществам, богачами насильственно отобранные у них земли (кутаны, пастбища и др.).Они против тех, кто силой оружия стремится, стать муфтием или имамом. Они говорят, что свои права народ должен держать в своих руках. Они против того, чтобы одни были богатыми, а другие - бедными. Они не против религии и воли народа". (Газета "Ишчи халкъ".1918.10 мая)
      "После выяснения целей и задач большевиков, нет никаких оснований для борьбы с большевиками. Они против того, чтобы все права находились в руках одного человека. Большевики - эго из тех, которые пришли помогать трудящимся Дагестана, как раз в тот момент, когда нависла серьёзная угроза о над беднотой Дагестана, когда имамы, беки, богачи стремились захватить всю власть и сделать нас своими рабами".(Газета "Ишчи халкъ".1918.22 мая).
     "До присоединения Дагестана к России дагестанцы были подвержены та¬ким нравственным порокам как грабёж, кровная месть и.т.п .Только после прихода большевиков прекратились беспорядки, которые приводили к кровопролитиям и народ наш немного отдохнул ".(Газета "Ишчи халкъ".1918.25 июня).      Безусловно, революционеры верили в свои слова и убеждали других, бесспорно, в их головы не приходила даже во сне мысль обмануть народ и в том числе Абусуфьяна и ему подобных. Конечно, они даже не представляли себе что их соратники при взятии власти в свои руки, в результате головокружения от успехов, пойдут против народа и совершат неисправимые политические, народнохозяйственные кадровые ошибки. У них нет также ни малейшей вины в промахах советской власти, так как многим из них не посчастливилось дожить до установления большевистской власти в Дагестане .Они ушли безвременно, посвятив свою жизнь служению народу. Только Дж.Коркмасов дожил и работал при советском строе. И мы знаем, что обрушилось на его голову в период репрессий безвинных людей в Советском Союзе.
      Итак, в годы революции и гражданской войны, для революционеров слишком тревожные, тяжёлые времена и для их жизней очень опасные моменты .А.Акаев помогал им активно не жалея свою энергию, талант и способности. Особенно своим острым пером поднимая самосознание воздействовал на умы трудового народа и играл значительную роль в мобилизации революционных сил. В его доме проходили подпольные заседания областного комитета партии большевиков во главе с У.Буйнакским, Дж. Коркмасовым и не раз скрывал их и других большевиков-подпольшиков в своём доме от преследований сыщиков контрреволюции. Во время временного падения Советской власти в Дагестане Абусуфьян Акаев был арестован как сторонник социалистов и большевиков по приказу князя Н.Тарковского - контрреволюционера, начальника контрразведки и в октябре 1918 года он находился под стражей при штабе диктатора Дагестана. Об этом так вспоминает Абусуфьян-эфенди в цитированной выше его «Автобиографии» написанной им в 1925 году: "Случилось нам попасть и в тюрьму (зиндан),но в конце -концов спаслись, и ныне -слава богу! - живём на свободе".
      Наконец-то, когда установилась Советская власть в Дагестане, он верил, что большевики -героические сыны народа, которые неустанно боролись за его счастье, создадут самое демократическое государство. Поэтому и в первые годы советского строя он словом и делом сильно поддерживал большевиков и делал всё что в его силах. Это ярко видно из его выступления в мае 1920 года на траурном митинге, посвященном похоронам жертв борьбы – У .Буйнакского М.Дахадаева. С.-С.Казбекова, Г.Саидова: "Вы ушли из этого мира не увидев того к чему вы стремились, но народ этого уже достиг. Мы прекрасно знаем, что вы были рады этой свободе, которую завоевали народы нашей страны. Да здравствуют наши товарищи, которые идут по вашим стопам и не отступят до тех пор, пока не достигнут полной свободы и переустройства жизни".
     Примерно с 1926 года А.Акаев, человек тонкой натуры, стал чувствовать, что в советском государстве что-то дела идут не так, что страна идёт не по тому пути, который. был намечен его идейными товарищами-революционерами. Особенно 1927 -29 годы, когда начались повальные аресты представителей мусульманского духовенства и подряд закрывали мечети медресе и другие очаги религии, когда многих из них расстреливали без следствия или отправляли в далёкую Сибирь, он сильно переживал всё это и глубоко раскаивался, в том что в своё время помогал большевикам и способствовал им в становлению и укреплению советской власти . Абусуфьян Акаев своего раскаяния не скрывал дошло до ОГПУ?, и в июне 1929 года он был арестован.
     А.Акаев на допросах и на суде держался достойно как подобает истинному учёному-арабисту. И в своём последнем слове на суде он мужественно заявил: "Мы, учёные-арабисты, и в том числе и я в первое время, в 1918 году, присоединились к социалистам, пологая, что они будут и в дальнейшем проводить политику свободы религии и шариата. А когда узнали, что это не так, то отошли, я никогда против религии и шариата не был и не буду. Моё политическое воззрение я вам здесь заявляю со всей категоричностью, я был убежденным шариатистом-исламистом и если советская власть стремиться к созданию коммунизма, вернее социализма, я мог со всеми мероприятиями её согласится, но когда речь идёт о без божестве среди мусульман, я никогда не могу согласиться и вряд ли вы найдёте мусульманина, тем более учёного-арабиста, который бы согласился на это. Я говорил и буду говорить, что есть Аллах и его пророк Мухаммад и мусульмане должны исполнять законы ислама и шариата, и я не скрываю перед вами, что мусульманскому народу до последнего дня т.е. до моего ареста, я говорил, что для каждого мусульманина обязательно исполнение прежде всего пяти столпов ислама и шариата.(Уголовное дело А.Акаева Архив ФСБ).
    В декабре 1929 года коллегией ОГПУ он был незаконно осуждён к 10 годам лишения свободы и сослан в Котласские лагеря на Севере , скончался в конце 1931 года в возрасте пятидесяти девяти лет, не выдержав трудных жизненных условий лагерной жизни.
     Необоснованно репрессированный Абусуфьян Акаев 15 апреля I960 г. постановлением президиума Верховного суда Дагестанской АССР был реабилитирован. Наконец-то правда восторжествовала. Но уже слишком поздно.

              Комментарии

1.Фатых Карими (1871-1946 гг.) - татарский писатель и публицист; был пионером борьбы за новую светскую школу.
2.М-М.Мавраев (1878-1964 гг.) - уроженец Чоха, промышленник, торговец, хозяин частном типографии в Темирханшуре.
3.А-Г.Даитбеков (1873-1946 гг.) - уроженец с.Нижнее Казанище известный инженер
4.Катиб - писец, переписчик книг, который подготавливал рукописным текст к изданию литографским способом.
5.Миср - Египет.
6.Истанбул - Турция (Стамбул).
7.А.Каяев (1978-I943 гг.) - известный дагестанский учёный и просветитель, один из сторонников новометодного обучения.
8.Рафик-бег аль-Азм - лидер "Партии децентрализации" в Египте.
9.Саид Мухаммад Рашид Риза - известный представитель исламского реформизма, возникшего в конце XIХ века.
10.Устаз - маститый духовный наставник.
11.Шам - Сирия.

Магомедшапи Минатуллаев,
поэт, член Союза писателей и Союза журналистов России


"Дагестанкая правда",  23 август 2005 г.
"Времена" ( "Ёлдаш",) . 28.08.2009 г.


Категория: Статьи | Добавил: kazanise (14.04.2009)
Просмотров: 1818 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]