Понедельник, 23.12.2024, 03:57
Главная | RSS

c.Н-Казанище

р.Дагестан.Буйнакский район.с.Нижнее-Казанище

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Мини-чат

200

Главная » Статьи » Абусупьян Акаев » Статьи

ШАРИАТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ

      Одним из великих благодеянии, за которое мы должны быть благодарны упрочению Советского правительства, является то, что мы изучаем в школах рационалистические науки на наших местных языках. Во времена же прежнего самодержавного правительства тот, кто хотел изучать рационалистические науки, был вынужден изучать их в государственных школах  только на русском языке.
    Однако то, что делает наше Советское правительство из огромного стремления распространять знания и науки и расширять сферу влияния комиссариата просвещения, есть дело неслыханное до сих пор и нарушение традиций. И оно продолжает его, продвигаясь вперед и освобождаясь от ошибок и недостатков.
    А нам, семье народов Дагестана, необходимо использован, это величайшее благодеяние и посылать наших детей в государственные школы, чтобы испытать радость от изучения наук и знаний современности и, тем самым, примкнув к передовым нациям, выйти из состояния плена и зависимости. Ведь побеждает тот, кто использует мировые науки, как это мы наблюдаем сегодня.
    А относительно того, что некоторые из нас думают, что то, что изучают в государственных школах, противоречит шариату и религии, то это суть мнений, которые распространяют враги свободы ли возникли от неосведомленности и незнания действительности.
     Науки, которые изучают в государственных школах, по своему различию и числу классифицируются на семь дисциплин: философия, астрономия, история, география, медицина, арифметика и геометрия.
    Что касается философии и астрономии, то мы рассказали о них 1 номере этого журнала*("Баян-уль-хакаик" 1925 г №1 С4).
    Философия есть индивидуальная обязанность для каждого мусульманина, а астрономия — обязанность общественная. И привели наиболее убедительные доказательства этого из достоверных источников (смотри их в № 1) ;).
      A что касается истории, то здесь нет различия в изучении ее к в государственных школах, так и по шариату. Поэт сказал но этому поводу:

         Не разумен тот человек,
         Кто не видит истории стремительным бег.
        А кто видит и умудряется опережать истории ход,
        Тот увеличивает годы своей жизни .

        География — это наука, изучающая то, что находится на по­верхности земли — империи, государства, горы, реки, озера и др., т. е. нет ничего такого, чего нельзя не изучать по шариату. А ина­че, несомненно, было бы запрещено совершать путешествия в да­лекие государства.
       Относительно медицины известно, что она стоит в ряду обще­ственных обязанностей, как ночь. (Наука делится на две части — мусульманское право — для души, и медицину — для тела).
   Что представляет собой арифметика, об этом сказал выдаю­щийся ученый современности Шихабутддин ал-Марджани  в пре­дисловии к своей книге «Вафиййат ул-Аслаф» («Полный аванс»). Он же сам начал обучать арифметике. Это было первое его дело,
где восторжествовала правда, и он возвращался к нему (делу) вновь и вновь п придерживался его как какого-то направления. И стало это творением, обладающим правильностью форм и прав­дивостью содержания.
     Поэтому начали обучать этим наукам, представлявшим собой ясные знания и убедительные доказательства. И в большинстве случаев из них развивается живой ум, прокладывающий путь к правде.
      А в книге «Суъуд ул-Маталиъ» («Успехи начал»), составите­лем которого является Идрис, да будет над ним мир, писал, что общественная обязанность есть необходимость для того, кто хо­чет знать в совершенстве наследственное право.

     Как хорошо сказал поэт:
     Арифметика -   наука тонкая.
     Она, к л к помощник, — покупаешь с ее помощью, пропадешь
    Никогда не потеряешь и дирхема, если будешь считать,
     Напротив, не будешь считать — потеряешь тысячи.

    Геометрия, как сказал ал-Марджани в своей упомянутой выше книге, просветляет ум, делает правильной мысль. Она как мыло для одежды, которое смывает с нее грязь и счищает жирные пят­на с рукавов. Таким образом мысль предохраняется от ошибок к формируется светлый ум.
       Рассказывали, что на двери Платона было написано: «Не ин­женеры да не входят в наш дом».
       Вот так учились мусульмане тому,  что было сделано до них.
     В школах, кроме этих семи наук, также изучают животновод­ство, растениеводство и другие науки, которые не отличаются и не противоречат благородному шариату, а являются попросту под­разделениями перечисленных выше семи наук.
     Прогрессивные государства, такие как Англия, Франция и дру­гие, заимствовали указанные выше науки у арабов, и их пароды признают арабов своими учителями в этих науках. А заимствование это произошло в то время, когда арабское государство было сильным, а школы их были высокоорганизованными.
      А мы же обладаем наибольшим правом, по сравнению с наро­дами этих упомянутых государств, так как именно мы наследова­ли арабам, а не они; а эти науки являются нашим унаследован­ным капиталом. И нам следует взять их из рук англичан, францу­зов и других и не думать, что в них есть вред для шариата, а ожи­дать от них только пользу для нас, для веры и земли нашей.

Направь нас, о Аллах Всемогущий, на путь истинный, на благо веры и земли нашей, аминь.

Абусуфьян

(Журнал «Баян уль-хакаик». Буйнакск, 1925. № 2. С. 6—7.)

Категория: Статьи | Добавил: kazanise (29.04.2009)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]