Одним из великих
благодеянии, за которое мы должны быть благодарны упрочению Советского
правительства, является то, что мы изучаем в школах рационалистические науки на
наших местных языках. Во времена же прежнего самодержавного правительства тот,
кто хотел изучать рационалистические науки, был вынужден изучать их в
государственных школах только на русском языке.
Однако то, что делает наше Советское правительство из огромного
стремления распространять знания и науки и расширять сферу влияния комиссариата
просвещения, есть дело неслыханное до сих пор и нарушение традиций. И оно
продолжает его, продвигаясь вперед и освобождаясь от ошибок и недостатков.
А нам, семье народов Дагестана, необходимо использован, это
величайшее благодеяние и посылать наших детей в государственные школы, чтобы испытать радость от изучения наук и знаний современности и, тем самым, примкнув
к передовым нациям, выйти из состояния плена и зависимости. Ведь побеждает тот,
кто использует мировые науки, как это мы наблюдаем сегодня.
А относительно того, что некоторые из нас думают, что то,
что изучают в государственных школах, противоречит шариату и религии, то это
суть мнений, которые распространяют враги свободы ли возникли от
неосведомленности и незнания действительности.
Науки, которые изучают в
государственных школах, по своему различию и числу классифицируются на семь
дисциплин: философия, астрономия, история, география, медицина, арифметика и
геометрия.
Что касается философии и
астрономии, то мы рассказали о них 1 номере этого
журнала*("Баян-уль-хакаик" 1925 г №1 С4).
Философия есть индивидуальная обязанность для каждого
мусульманина, а астрономия — обязанность общественная. И привели наиболее
убедительные доказательства этого из достоверных источников (смотри их в № 1)
;).
A что касается истории, то здесь нет различия в
изучении ее к в государственных школах, так и по шариату. Поэт сказал но этому
поводу:
Не разумен тот человек,
Кто не видит истории
стремительным бег.
А кто видит и умудряется опережать
истории ход,
Тот увеличивает годы своей жизни .
География
— это наука, изучающая то, что находится на поверхности земли — империи,
государства, горы, реки, озера и др., т. е. нет ничего такого, чего нельзя не
изучать по шариату. А иначе, несомненно, было бы запрещено совершать
путешествия в далекие государства.
Относительно медицины известно,
что она стоит в ряду общественных обязанностей, как ночь. (Наука делится на
две части — мусульманское право — для души, и медицину — для тела).
Что представляет
собой арифметика, об этом сказал выдающийся ученый современности Шихабутддин
ал-Марджани в предисловии к своей книге «Вафиййат ул-Аслаф» («Полный
аванс»). Он же сам начал обучать арифметике. Это было первое его дело, где восторжествовала правда, и
он возвращался к нему (делу) вновь и вновь п придерживался его как какого-то
направления. И стало это творением, обладающим правильностью форм и правдивостью
содержания.
Поэтому начали обучать
этим наукам, представлявшим собой ясные знания и убедительные доказательства. И
в большинстве случаев из них развивается живой ум, прокладывающий путь к
правде.
А в книге «Суъуд ул-Маталиъ»
(«Успехи начал»), составителем которого является Идрис, да будет над ним мир,
писал, что общественная обязанность есть необходимость для того, кто хочет
знать в совершенстве наследственное право.
Как хорошо сказал поэт: Арифметика -
наука тонкая. Она, к л к помощник, —
покупаешь с ее помощью, пропадешь Никогда не потеряешь и дирхема, если
будешь считать, Напротив, не будешь считать — потеряешь тысячи.
Геометрия,
как сказал ал-Марджани в своей упомянутой выше книге, просветляет ум, делает
правильной мысль. Она как мыло для одежды, которое смывает с нее грязь и
счищает жирные пятна с рукавов. Таким образом мысль предохраняется от ошибок к
формируется светлый ум.
Рассказывали, что на двери Платона было написано: «Не инженеры
да не входят в наш дом».
Вот так учились
мусульмане тому, что было сделано до них.
В школах, кроме этих
семи наук, также изучают животноводство, растениеводство и другие науки,
которые не отличаются и не противоречат благородному шариату, а являются
попросту подразделениями перечисленных выше семи наук.
Прогрессивные
государства, такие как Англия, Франция и другие, заимствовали указанные выше
науки у арабов, и их пароды признают арабов своими учителями в этих науках. А
заимствование это произошло в то время, когда арабское государство было
сильным, а школы их были высокоорганизованными.
А мы же обладаем
наибольшим правом, по сравнению с народами этих упомянутых государств, так как
именно мы наследовали арабам, а не они; а эти науки являются нашим унаследованным
капиталом. И нам следует взять их из рук англичан, французов и других и не
думать, что в них есть вред для шариата, а ожидать от них только пользу для нас,
для веры и земли нашей.
Направь
нас, о Аллах Всемогущий, на путь истинный, на благо веры и земли нашей, аминь.
Абусуфьян
(Журнал
«Баян уль-хакаик». Буйнакск, 1925. № 2. С. 6—7.)
|