Понедельник, 23.12.2024, 03:36
Главная | RSS

c.Н-Казанище

р.Дагестан.Буйнакский район.с.Нижнее-Казанище

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Мини-чат

200

Главная » Статьи » Абусупьян Акаев » Статьи

Женщины
    Каждый народ, живущий в Европе, чтобы выдвинуть вперед свое государство по сравнению с другими, при наличии любой возможности воспользоваться чем-либо, не оставался беззаботным. Самая главная причина достижения этой цели — увеличение числа школ, медресе и установление в них хорошего порядка. Они всеми силами взялись за организацию школ. Каким бы ни был порядок в школах, вследствие того что дети в период своего возраста, когда можно воспитать по своему усмотрению, находились у матерей. Было известно, что все время, когда матери не обучались наукам и не становились образованными, школы не выпускали должным образом образованных людей. Поэтому в школах стали обучать и женщин.
   В то время целью обучения женщин было вести домашнее хозяйство со знанием дела и также воспитывать детей.
    Только потом поняли, что если женщин, составляющих добрую половину населения мира, привлечь к государственным делам, то государство пойдет еще больше вперед. После того как стало это понятным, женщины стали привлекаться к руководству делами. Когда в газетах было опубликовано сообщение! о том. что требуются работники на такую-то должность, и когда желающих работать на этой должности решили отобрать после сдачи экзаменов. Были случаи, когда женщины сдавали экзамены лучше всех.

    В настоящее время в Европе па руководящей работе вплоть до телеграфных учреждений наряду с мужчинами имеются и женщины. Все государства мира, как мусульманские, так и немусульманские, подобно коням На скачках стремятся перегнать друг друга. Если у одного видна польза от чего-либо, то другие берут пример с него. Поэтому идея об использовании женщин на работе выдвинута и в Египте, и в Стамбуле. Подобно тому, как дети говорят дома то, что слышат вне дома, слова людей, которые из Египта и Стамбула ездили в Европу и возвращались после того как учились там, признавали силу этой идеи. Но в Стамбуле и Египте из-за того, что у женщины лицо покрыто вуалью, а после покрывалом, вопрос о привлечении женщин к работе не мог получить большого простора. Десять лет назад ученые Стамбула и Египта занимались вопросом о вуали. Подобно тому, как были люди, которые говорили, что это обязательно, были и такие, которые говорили, что это не обязательно. Подобно тому, как были люди, говорившие, что надо убрать вуаль, были и такие, которые говорили, что нельзя убрать.
    И нам можно сказать несколько слов. Если порыться в шариате, то ни в Коране, ни в хадисах (предание об изречениях и деяниях Мухаммада) пайхамара о приветствиях не говорится о том, что женщины обязаны покрывать свое лицо вуалью. Впоследствии ученые каким бы то ни было путем хотят сказать, что обязаны.
     Верно есть одна вещь — поговорим и об этом. В Коране написано, что жёны пайхамара должны покрывать свое лицо вуалью, скрываться от чужих людей. Возможно, впоследствии ученые, думая, что нет разницы между женами пайхамара и другими женщинами, захотели признать, что последние также обязаны закрывать лицо вуалью. Но жены пайхамара отличаются от других женщин. В аяте Корана жёны пайхамара не похожи па других женщин. Говорится также, что жёны пайхамара не такие, как другие женщины. Раз так, то запрет в отношении их, вероятно, не обязателен для других. Для того чтобы воспитать женщин в духе добрых нравов, в другом месте Корана говорится: «Когда идете по улице, не смотрите по сторонам, не показывайте разными жестами гнои драгоценные вещи, как кольца, браслеты». В этом месте Корана не говорится: «Ходите, закрыв лица, надев на себя покрывало». Если бы это было обязательно, то, думается, что об этом говорили бы.
    Раз это не обязательно, то могут спросить, откуда перешло в мусульманские страны, кроме Дагестана, хождение женщин, закрыв лицо вуалью, прячась. Когда мы думаем дать ответ на этот вопрос, то в голову приходят две различные мысли: 1-я — когда Жены пайхамара, по велению Аллаха, закрывали свои лица вуалью, то другие женщины, хотя им было необязательно делать то же самое, возможно также закрывали свое лицо вуалью, чтобы быть похожими на них.
    2-я — раньше беки, ханы, кроме своих 3—4-х жен, держали у себя 10—15 рабынь. В большинстве случаев маловероятно, чтобы 15—20 женщин воздерживались, будучи связанными с одним мужчиной, и, чтобы один мужчина был достаточен для 20-ти женщин. Поэтому прежние беки, ханы, чтобы не показывать чужим людям, вероятно держали своих жен с закрытыми вуалью лицами. Другие, вероятно, последовали их примеру.
    Теперь перенесем этот вопрос в наш Дагестан. Как бы пи воз­ник в Египте, Стамбуле вопрос о вуали, он у нас не возникнет. Наши женщины не ходят с вуалью. Если поговорить о привлече­нии женщин к работе, то потечет много воды в море. Мы не до­шли до этого .Если придется хоть раз в сто лет обсудить подобные вопросы, мы ограничимся одним этим вопросом. Вопрос о вуали нас не будет беспокоить.
Продолжение
    В предыдущем номере мы долго говорили по поводу о закрывании женщинами своих лиц. Можно было много говорить по вопросу о привлечении женщин наряду с мужчинами к работе. Но, чтобы речь не была слишком длинной, мы решили об этом говорим, в следующем номере.
    Сейчас по этому вопросу скажем несколько слов. Известно, что пароды Европы намного опередили нас и других в науках, просвещении, культуре. Если бы была возможность опередить других путем продажи чего-либо, то они совершали бы и это. Все, о чем они мечтали, показывали па земле. Но поскольку это становится всем известно, то любой человек, если захочет совершить какое-либо дело, чтобы закончить его, берется за всякие средства — будь они хорошие или плохие. Иногда то, что он считал полезным для своей цели, оказывается бесполезным. Поэтому нельзя оказать, что у европейцев все хорошо, полезно. Раз так, то мы должны взять пример у Европы. Но мы должны взять от них пример, хорошенько подумав и отобрав хорошее от плохого, полезное от бесполезного. Мы должны узнать, разрешается ли это по нашему шариату или нет. Кроме того, что заимствуем у Европы, мы должны применять не шаблонно. Мы должны узнать, есть ли в том, что заимствуем, подходящее для нашей жизни. Если есть, то должны заимствовать, применительно в соответствии с нашими условиями. В противном случае то, что полезно в жизни условий Европы, возможно, окажется бесполезным и вредным в наших условиях.
     Теперь перейдем к нашей основной цели. До возникновения исламской религии ни в одном народе не обращали внимание на женщин. Думали, что женщина создана для деторождения и удовлетворения желаний мужчины. Ислам во многом предоставил женщинам равные права с мужчинами.
    В период формирования мусульманства были всеми уважаемые образованные женщины. В хадисах пайхамара говорится и о том, что подобно мужчинам, и женщинам обязательно требуется наука. Несмотря на это, мусульмане, как и другие, стали оставлять женский вопрос без внимания. Хотя и не обязывал шариат, женщины стали ходить, закрыв лицо вуалью, а дома они еще были как заключенные. Европейцы, хотя в их религии не говорится о том, чтобы учить женщин науке, образованию и сделать их равными с мужчинами, спустя долгое время сообразили это, не оставили их (женщин) без внимания. Имеются специальные школы, обучающие женщин всему, чему нужно. Если посмотреть сейчас на европейских женщин, то увидим, что они, по сравнению с нашими женщинами, неизмеримо ушли вперед в шитье одежды, приготовлении пищи, воспитании детей, нравственном воспитании и в других делах.
    Все это хорошее дело, никаких возражений против не имеем. И у нас должно быть так. Но в Европе не ограничились всем этим, а привлекли женщин к таким работам, как литература, торговля. Мы думаем, что не следует принять сразу это, а надо кое-что изучить.
   Поговорим о некоторых вышеназванных вещах. Среди женщин Европы, привлеченных к работе, видим и таких, которые имеют своих мужей, семьи. Есть женщины и с грудными детьми. Такие женщины вынуждены нанимать другую женщину или девушку для ухода за детьми. Если семья состоит из 3—4-х человек, нужно за плату нанимать еще одну женщину, чтобы готовить пищу, стирать белье. Женщины, находящиеся на работе, должны и новое платье заказывать, шить за плату. Одним словом, женщина, имеющая мужа, семью, должна нанимать другую женщину.
   Теперь посмотрим, будет ли эта женщина заниматься домашними делами так хорошо, как хозяйка дома. Не будет ухаживать за детьми другая женщина с душой, как это сделает родная мать. Поэтому и ребенку, возможно, будет намного труднее. Если не будет постоянного наблюдения за домашним хозяйством со стороны хозяйки дома, то расходы на питание увеличиваются в два раза: Известно, что если дома есть 3—4-летние дети, то они в большинстве, случае!!, вследствие того что остаются под надзором другой женщины* будут недостаточно благовоспитанны. Кроме того, возникают неудобства из-за частой смены домработниц. Кажый раз приходится искать общий язык с новой домработницей. Когда уходят одни, возникают другие заботы. Вследствие того, что среди них бывает мало таких, которые с душой работают, приходится говорить поговорку: «Слуга работает, а я устаю». Если хозяйка дома за работу вне дома зарабатывает 300 рублей, а домработнице дает 150 рублей. Если принять во внимание вред, который причиняется дома в ее отсутствие, то иногда домработница будет обходиться еще дороже.
    По вышеуказанным причинам мы считаем целесообразным, чтобы замужняя женщина, имеющая детей, семью, не поступая на работу вне дома, вела домашнее хозяйство и домашние дела.
   Среди наших женщин есть поговорка: «Кто ведет домашнее хозяйство, тот поднимает камень величиной с дом» («Уьй тутгъан, уьй чакъы таш гётерир»). Поэтому домашних дел хватает не только одной женщине, но и двум женщинам. Именно в связи с вышеизложенным мы говорим, что не следует у нас, как в Европе, привлекать женщин к работе, а надо обдумать этот вопрос. Нельзя принять то, польза которого не равняется его вреду.
     Но возникает вопрос: «Есть женщины, девушки, одинокие, без семьи, нельзя ли хоть их направлять на работу вне дома?» Все равно, если не подумав, привлечем к работе одну женщину, то возможно па работу будут поступать не только девушки и вдовы, но и замужние и семейные женщины. Дело так выглядит в Европе. Нелегко оторваться от работы, к которой привыкаешь будучи девушкой, и тогда, когда становишься женщиной, возможно, не бросят работу. Поэтому у нас лучше закрыть дорогу женщинам п девушкам к работе вне дома. Если сказать, что надо принять закон, запрещающий принимать па работу замужних, семейных женщин, то это хотя подходит Европе, но у нас будет выглядеть не так красиво.
    Если не вышедшая замуж девушка, незамужняя вдова, будет на работе среди мужчин, то нельзя сказать, что они смогут воздержаться от порочных действий. Европейцы, возможно, не очень заботятся об этом. Поскольку женщины пропадали на пути порока, то согласно нашей традиционной чести этого нельзя у нас принять. Согласно нашему мнению, целесообразно, чтобы наши девушки по достижении брачного возраста занимались изучением пауки, просвещением, как в школе, так и дома. И кроме того, хоть немного занимались домашним хозяйством. Когда достигнут брачного возраста, выйдут замуж.
  Вероятно, вдовам (тул къатунлар) целесообразнее заниматься тома шитьем одежды за соответствующую плату, чем работать  в магазине, нa базаре, на фабрике. Даже можно работать за плату в домах богатых людей, имеющих большой дом.
    Как мы говорили в предыдущем номере, этот вопрос, вероятно в ближайшее время будет обсуждаться в нашем Дагестане. Но все же  по-видимому, не будет бесполезным говорить несколько слов и нам.

 Абусуфьян ал-Казанвиии. («Тангчолпан». 1918. № 10—11)
Категория: Статьи | Добавил: kazanise (29.04.2009)
Просмотров: 1043 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]