Статьи [16] |
Главная » Статьи » Абусупьян Акаев » Статьи |
Абусупьян Акаев - один из лучших представителей дагестанской интеллигенции первой четверти XX века, просветитель-демократ, целеустремленный общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь дагестанцам, чтобы приобщить их к достижениям науки, техники и культуры. Он был настоящим сыном полиэтнического дагестанского народа, глубоко переживал за его экономическую и культурную отсталость, ненавидел эксплуататорский строй, жесткий гнет царя, ханов, беков и богачей, с большим чувством сострадания и симпатией относился к трудовому народу. Просветительские идеи занимали центральное место в мировоззрении Абусупьяиа Акаева и были направлены против царских колонизаторов и местных эксплуататоров,упорно сопротивляющихся продвижению Дагестана вперед.
Абусупьян-апенди писал: «Наше время - время знаний. То, что раньше делалось вручную, теперь делается при помощи техники. В других странах ручные работы резко сократились. Что может противопоставить наш уста (мастер, кузнец), изготавливающий сто гвоздей в день, мастеру, изготавливающему на станке десять тысяч гвоздей за смену?! Сравнишь ли наших женщин, ткущих в день только один аршин материала, с работающими на ткацком станке, которые ткут сто аршин в смену? Поскольку мы живем на белом свете, мы должны заботиться и о мирских делах. В противном случае, когда другие народы будут жить в достатке, мы будем обречены влачить жалкое существование. Кроме того, они будут смотреть на нас свысока, как на скот. Они будут стоять на господствующем уровне, а мы на уровне угнетенных рабов». Просветительской деятельностью Абусупьян-апенди занимался еще задолго до Февральской революции, т.е. с 1902-1903 гг., с выходом в свет его первых книг. Ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями и преградами, чинимыми ретроградами и религиозными мракобесами. К ним и обращается Абусупьян-апенди в предисловии к своей книге «Доступный календарь на сто лет и другие интересные сведения», вышедшей в 1904 году: «Наш Дагестан обойден передовыми науками. Мы изыскиваем новые пути планомерного обучения. Можно ли смотреть косо на то, что народ изучает светские науки? Настало время проснуться от спячки и догнать передовые народы». В 1903 г. Абусупьян Акаев открыл в родном Нижнем Казанище первую светскую школу на Северном Кавказег.в которой дети обучались по новометодной системе - (усул джедид). Он впервые в истории отсталой окраины России - Дагестана ввел в школьную программу светские науки наряду с религиозными. Абусупьян Акаев является также инициатором и одним из активных энтузиастов книгоиздания не только в Дагестане, но и на Северном Кавказе. В «Автобиографии» он пишет: «...И хотя он (М.-М.Мавраев) находился на одну ступень ниже меня, между нами установилась близкая дружба. Усмотрев, что он является человеком богатым и в то же время великодушным, я натолкнул его на увлечение книгоиздательским делом в Дагестане. При содействии уважаемого ученого и инженера Адильгерея Даитбекова мы с М.-М.Мавраевым поехали в сторону Казани. Мы посетили там типорафии и мысленно представили себе открытие типографии у нас, в Дагестане». М.-М.Мавраев и А.Акаев в 1903 году организовали книгопечатание в Дагестане на арабском языке и на языках народов Дагестана и Северного Кавказа. Когда Абусупьян-апенди выпустил свои первые книги на родном кумыкском языке, консервативные, малограмотные служители религии обрушились на него с обвинениями. Они утверждали, что мусульманские книги должны издаваться только на арабском языке и что он совершает запрещенное богом, грешное дело. Когда А.Акаев находился в Каире, жившие там дагестанцы и выходцы с Северного Кавказа, в том числе и Али Каяев (впоследствии ученый-арабист) представили Акаева арабским ученым. Ими же был организован прием Акаеву мисрийскими (египетскими) учеными в университете «Аль-Асхар». В газете «Аль-Муайад» («Поддерживаемый богом») об этой встрече была опубликована статья «Возрождение дагестанцев», в которой говорилось: «Прибыл в столицу (в Каир) из города Темирхан-Шура Дагестана достойный устаз Абусупьян-апенди Арсланбеков (Акаев), один из поборников научной и религиозной реформ. Он прибыл в столицу, чтобы вернуться к себе на родину обогащенным теми величайшими дарами, которыми он наделит своих соотечественников по части духовного развития и воспитания людей в духе истинных исламских ценностей, облегчит им усвоение всех современных наук с той целью, чтобы сеять в обществе семена интеллекта и науки. Он сообщил нам, что энтузиасты взялись в последнее время за печатное дело. Сегодня он - образец врожденной проницательности. Подлинно, он поэт, пишущий и издающийся на трех языках - арабском, персидском и тюркском, знаток шариата, хорошо разбирающийся в современной ситуации. Нет в нем ни косности, ни софистики занимающихся философией. Он ратует за науки, которые развивали бы интеллект его нации (уммы)». О том, что он обладал очень свободолюбивой натурой, свидетельствует следующее политическое событие «На злобу дня». Оно в том же году было опубликовано в переводе на русский язык на страницах «Мусульманской газеты». В нем есть такие строки: Нам казалось - рассвело. Новой жизни свет пронесся. Будто утречко настало, Будто нур на нас нашеф- Но, друзья, ошиблись, рано: Солнце к нам еще пождем. Так как «Зорька Дагестана» Вновь сокрылась под ярмом. Так как старого тирана Когти остры, нос крючком. Как у коршуна-злодея И шакалов, и гиен. Все это объясняет, почему он восторженно принял революцию в России и Дагестане. Он поверил, что создались благоприятные условия для осуществления давней мечты трудящихся масс о счастливом будущем и с большим вдохновением развернул активную политическую деятельность. Заметив в Абусупьяне Акаеве огромное сочувствие к угнетенному народу, ненависть к царским колонизаторам и увидев в нем ярого сторонника борьбы за свободу, революционеры У.Буйнакский, М.Да-хадаев, З.Батырмурзаев, С.-С.Казбе-ков пошли на сближение с ним. В беседах с ним, теребя свободолюбивые струны его сердца, склонили его на свою сторону. А.Акаев стал разделять взгляды социалистов и большевиков, помогал им в их подпольной деятельности, способствовал распространению их влияния на трудовой народ. Твердо поверив в их слова, окрыляющие простого человека, вселяющие в него твердую веру в осуществление сокровенной мечты о свободе, он в мае 1918 года печатает в нескольких номерах газеты «Ишчи халкъ» («Трудовой народ») статьи, разъясняющие пролетариату, кто такие социалисты, большевики, и раскрывающие значение их деятельности, призывая трудящихся поддержать социалистов и большевиков и подчеркивая положительную роль России в данный критический момент. Абусупьян, в частности, писал: «Социалисты первые стали говорить о тяжелом гнете царских колонизаторов и местных эксплуататоров и первые решили избавить трудовой народ от них и после долгих лет борьбы, свергнув с престола Николая II, отдали народу его права. Но свержение царизма оказалось недостаточным. Возникла необходимость ликвидировать власть беков и богатых. Когда трудящиеся Дагестана чуть не потеряли свободу, полученную благодаря победе Февральской революции, русские большевики оказались вынужденными еще раз приехать в Дагестан. Во второй раз вернули они Дагестан в руки трудового народа». Своим острым пером воздействовал он на умы народа, играл значительную роль в мобилизации революционных сил. В его доме проходили подпольные заседания областного комитета партии большевиков во главе с У.Буйнакским, Дж.Коркмасовым. Он не раз скрывал их и других большевиков-подпольщиков в своем доме. Когда Советская власть в Дагестане временно пала, Абусупьян-апенди был арестован как сторонник социалистов и большевиков по приказу князя Н.Тарковского. В октябре 1918 года он находился под стражей. С установлением Советской вла¬сти в Дагестане он поверил, что большевики создадут самое демократическое государство в мире. Поэтому и в первые годы Советской власти он словом и делом поддерживал большевиков и делал все, что в его силах. Примерно с 1926 года А.Акаев, человек тонкой натуры, стал чувствовать, что в Советском государ-стае дела идут не так, что страна идет не по тому пути, который был намечен революционерами. Его тревоги и сомнения усилились особенно в 1927-29 годы, когда начались повальные аресты представителей мусульманского духовенства, закрывались мечети, медресе. Он сильно переживал все это и глубоко раскаивался в том, что в свое время помогал большевикам и способствовал становлению и укреплению Советской власти. Абусупьян Акаев своего раскаяния и разочарования не скрывал. Это дошло до ОГПУ, и в июне 1929 года он был арестован. На допросах и на суде Абусупьян-апенди держался достойно, как подобает истинному ученому-арабисту. В своем последнем слове на суде он мужественно заявил: «Мы, ученые-арабисты, в том числе и я, в свое время, в 1918 году, присоединились к социалистам, полагая, что они будут и в дальнейшем проводить политику свободы религии и шариата. А когда узнали, что это не так, то отошли. Я никогда против религии и шариата не был и не буду». В декабре 1929 года коллегией ОГПУ он был осужден к 10 годам лишения свободы, сослан в Котласские лагеря на Севере. Скончался в конце 1931 года в возрасте 59 лет, не выдержав условий лагерной жизни. 15 апреля 1960 года Постановлением Президиума Верховного суда ДАССР А.Акаев был реабилитирован. Правда восторжествовала Но слишком поздно Магомедшапи Минатуллаев, поэт, член Союза писателей России | |
Категория: Статьи | Добавил: kazanise (06.04.2009) | |
Просмотров: 2201 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |